Главная > Автослесарю > Ремонт вала и рычага КП в походных условиях

Ремонт вала и рычага КП в походных условиях

  • 9 февраля 2012

  • Просмотров: 668

В многообразии способов ремонта детали — жертвы аварии — можно выделить основные направления: «походный» — обойтись без сломанной детали; «европейский» — приобрести новую деталь и заменить ее; «русский» — сделать новую деталь; «новый русский» — купить новый мотоцикл; «казахский» — прикрепить все на место проволокой.

Предлагаю починить сломанный вал механизма переключения, используя доступные материалы и технологии. Если вал сломался или на нем стерлись шлицы, подберите донорскую деталь — это может быть деталь от другого мотора, вал тормозной педали или тормозной кулачок.

Отрежьте от тормозного кулачка всю цилиндрическую часть. Чтобы не испортить шлицы, зажимайте деталь в тиски за сам кулачок. Снимите фаску под последующую сварку. Приложите «донорский» кусочек к поврежденному валу. Отметьте, где его отрезать.Ремонт вала и рычага КП

С оставшейся части вала также снимите фаску под сварку. Самая ответственная операция — сварка. Идеальный способ – зафиксировать свариваемые детали двумя струбцинами, прижав их к полкам небольшого уголка. Можно пойти по обходной технологии: примотайте изолентой совмещенные куски вала к двум ровным стержням, например, к большому гвоздю.

При сварке изолента сгорит и вал немного согнется в сторону наплавленного металла. Не торопитесь его выправлять: когда будете проваривать стык с другой стороны, вал отогнется обратно. И не опасайтесь наплавить металла больше, чем надо: излишки легко удалить наждаком или напильником. Проверьте геометрию отремонтированного вала по «световой щели» прикладывая линейку. При необходимости отрихтуйте вал тяжелым молотком, но не повредите шлицы — они ни в коем случае не должны контактировать с опорой.

А теперь давайте подумаем, почему сломался вал и не придется ли еще раз (а может и не один) чинить его. Или надо предусмотрительно возить с собой новый запасной вал переключения, чтобы в следующий раз сделать все «по-европейски»? Вал сломался не сам по себе – сломал его рычаг переключения передач. И это неудивительно: рычаг значительно толще и крепче вала. Закономерен вопрос: а не проще ли сразу сделать рычаг, который сможет деформироваться сам и не сломает вал? Изготовить такой рычаг не всем под силу, зато сделать облегченный рычаг, деформирующийся при падениях, сможет каждый.

Ремонт вала и рычага КП в походных условияхОн занимает промежуточную позицию по потребительским свойствам между привычной «кочергой» дорожного мотоцикла и настоящим кроссовым рычагом переключения. В случае срыва шлицев на рычаге переключения вместо него можно «по-походному» установить детали, показанные на фото 5.

Изготовление рычага «по-русски» выглядит несколько иначе: от крепкого тормозного рычага с хорошим хомутом или от штатного рычага переключения отрежьте кусок длиной около 40 мм. Из стальной проволоки 0 8 мм согните лапку, ее длина может быть такой же, как и у штатного рычага, либо чуть больше или меньше — каждый выбирает по своему размеру обуви. Теперь остается приварить к проволочной лапке кусок рычага и зачистить место сварки. Такой рычаг менее травмо опасен, чем серийный, ему легко придать форму, повторяющую кривизну крышки картера. А самое главное, новый рычаг гарантированно выдерживает более десяти циклов «изгиб-рихтовка», каждый раз спасая при этом вал.