Электромобили стремительно входят в повседневную жизнь россиян, и одним из заметных представителей отечественного электромобилестроения стал Evolute i-PRO. Этот седан, разработанный на базе китайской модели Dongfeng Aeolus E70, производится на мощностях в Липецке и позиционируется как доступный и надежный городской электромобиль. Но даже у самых современных и технологичных автомобилей остаются элементы, пришедшие из традиционного автопрома — например, 12-вольтовая аккумуляторная батарея. В отличие от основной тяговой батареи, питающей электродвигатель, 12V аккумулятор играет не менее важную роль, обеспечивая работу бортовой электроники, сигнализации, системы запуска и освещения. Где же он находится в модели Evolute i-PRO и зачем вообще нужен в электромобиле?

Зачем электромобилю обычная 12-вольтовая батарея

На первый взгляд, может показаться странным наличие классического свинцово-кислотного аккумулятора в электромобиле, где уже есть огромная тяговая батарея емкостью 53 кВт·ч. Однако это инженерное решение оправдано: бортовая система 12V отвечает за питание множества вспомогательных узлов. Сюда входят:

  • система зажигания;

  • центральный замок и сигнализация;

  • аварийная сигнализация;

  • стеклоподъемники;

  • мультимедийная система;

  • осветительные приборы;

  • блок управления зарядкой основной батареи.

Если бы все эти компоненты работали напрямую от высоковольтной системы, это повысило бы риски, усложнило конструкцию и увеличило бы стоимость технического обслуживания. К тому же при разрядке тяговой батареи водитель все равно должен иметь возможность разблокировать двери, включить свет или активировать аварийку — именно для этого и нужна отдельная 12V система.

Расположение батареи 12V в Evolute i-PRO

Конкретно в электромобиле Evolute i-PRO 12-вольтовая аккумуляторная батарея находится под капотом, как и в большинстве традиционных автомобилей. Это одно из немногих решений, которое осталось без изменений при переходе от бензиновой версии к электрической. Открыв передний капот i-PRO, вы найдете аккуратно размещенную батарею в переднем левом углу моторного отсека. Она защищена пластиковым кожухом и закреплена стандартными креплениями, как в любом другом автомобиле.

Батарея подключена к конвертеру напряжения (DC-DC преобразователю), который снижает напряжение с тяговой батареи до 12 вольт. Таким образом, она постоянно подзаряжается во время движения или при подключении к зарядной станции. Это позволяет избежать ее разрядки при регулярной эксплуатации автомобиля.

Тип батареи и обслуживание

На Evolute i-PRO установлена традиционная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея, рассчитанная на напряжение 12V и емкость порядка 45-60 А·ч. В некоторых версиях могут использоваться AGM-батареи, отличающиеся повышенной устойчивостью к глубоким разрядам и вибрации, но в стандартной комплектации используется обычный обслуживаемый или необслуживаемый аккумулятор.

Несмотря на то, что основной аккумулятор электромобиля обслуживать не нужно, за 12V батареей нужно следить. В холодное время года она может терять заряд, особенно если машина долго стоит без движения. Поэтому рекомендуется:

  • проверять уровень заряда каждые 2–3 недели в зимний период;

  • следить за чистотой клемм и их плотным прилеганием;

  • не оставлять автомобиль с включенными осветительными приборами.

Если батарея полностью разрядилась, и автомобиль не реагирует на кнопку запуска, можно использовать стандартные методы «прикуривания» от внешнего источника — но только в отношении 12-вольтовой системы. Ни в коем случае нельзя подключать внешние источники тока к тяговой батарее — это может привести к серьезной поломке или даже возгоранию.

Частые проблемы и советы владельцам

Владельцы Evolute i-PRO иногда сталкиваются с проблемой, когда после длительного простоя автомобиль не запускается. В подавляющем большинстве случаев причина кроется именно в разряженной 12V батарее, а не в неисправности тяговой системы. Поэтому важно понимать, что даже у электромобиля запуск невозможен без исправной вспомогательной аккумуляторной системы.

Еще один важный момент — замена батареи. Поскольку батарея расположена в доступном месте, ее замена не представляет труда. Процедура полностью аналогична таковой на обычных авто: отключаются клеммы, снимаются крепления, извлекается старый аккумулятор и устанавливается новый. При этом крайне желательно использовать аккумуляторы с аналогичными параметрами (емкость, пусковой ток), чтобы избежать сбоев в работе бортовой электроники.

Вывод

Батарея 12V в электромобиле Evolute i-PRO — это незаменимый элемент, обеспечивающий стабильную работу всех вспомогательных систем. Несмотря на наличие мощной тяговой батареи, без этого небольшого, но важного источника питания электромобиль не сможет полноценно функционировать. Она расположена под капотом, легко доступна для обслуживания, и требует минимального, но регулярного внимания со стороны владельца. Понимание ее роли и базовых принципов эксплуатации поможет избежать неожиданных ситуаций на дороге и продлит срок службы автомобиля.
.