Владельцы LADA Vesta с двигателем объёмом 1.6 литра нередко сталкиваются с проблемой, когда мотор начинает работать нестабильно, теряя мощность, повышая расход топлива и вибрируя на холостых оборотах. В народе такое поведение двигателя называют «троит». Это означает, что один из цилиндров не участвует полноценно в работе — то есть не происходит сгорания топливо-воздушной смеси, либо происходит с перебоями. Причины у этой неисправности могут быть самые разнообразные — от элементарных до сложных. В этой статье мы разберем основные источники проблемы и способы её устранения.

Как распознать троение двигателя?

Наиболее заметный признак троения — это неровная работа мотора. Автомобиль может «дёргаться» при разгоне, плохо набирать обороты, при работе двигателя ощущается вибрация, а выхлоп становится насыщенным и резким по запаху. При этом на приборной панели может загореться индикатор «Check Engine», сигнализирующий об ошибке в системе. Иногда троение может проявляться только на холодном двигателе или наоборот — только при его прогреве. Если проблема сохраняется длительное время, это может привести к более серьезным поломкам, включая повреждение катализатора и ухудшение компрессии в цилиндрах.

Причины троения на LADA Vesta 1.6

На автомобилях LADA Vesta с двигателями 1.6 литра (в том числе как с мотором ВАЗ-21129, так и с вариантом Renault-Nissan H4M) причины троения можно условно разделить на три группы: проблемы с зажиганием, с подачей топлива и с механикой двигателя.

Проблемы в системе зажигания

Одной из самых распространённых причин троения на LADA Vesta является неисправность свечей зажигания. Низкое качество топлива, перегрев или износ приводят к тому, что свеча начинает давать нестабильную искру или вовсе не воспламеняет смесь. Особенно часто это проявляется зимой, при пониженной температуре окружающей среды.

Также следует проверить катушку зажигания, особенно если мотор троит только на одном цилиндре. На Весте используются индивидуальные катушки зажигания, и выход из строя одной из них вполне способен вызвать троение. Ещё одной причиной может быть повреждение высоковольтных проводов, если машина оборудована распределённой системой зажигания.

Нарушения в системе подачи топлива

Вторая по распространенности причина — это проблемы с форсунками. Засорение топливных форсунок или нарушение их электрического сигнала может привести к тому, что один цилиндр недополучает топливо или получает его в неправильной пропорции. Это особенно актуально при эксплуатации автомобиля на бензине сомнительного качества.

Также стоит обратить внимание на топливный насос и фильтр. Если давление в топливной рампе недостаточное, двигатель может троить из-за обеднённой смеси. В некоторых случаях виновником становится регулятор давления топлива или датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), который подаёт неправильные данные в электронный блок управления (ЭБУ).

Механические неисправности двигателя

Если все вышеперечисленные элементы работают исправно, стоит проверить механическую часть двигателя. Проблема может быть в прогаре клапана, износе поршневых колец или низкой компрессии в одном из цилиндров. Это уже более серьёзные неисправности, которые потребуют глубокого технического вмешательства, включая разборку двигателя и измерение компрессии.

На моторах ВАЗ-21129, которые устанавливаются на LADA Vesta, возможен износ гидрокомпенсаторов клапанов, что также способно вызывать нестабильную работу двигателя. При этом двигатель может троить именно на горячую, а холодный запуск будет происходить относительно стабильно.

Ошибки датчиков и проблемы с ЭБУ

Не стоит сбрасывать со счетов и электронные компоненты. Неисправный датчик положения дроссельной заслонки, датчик кислорода или датчик детонации могут приводить к неправильному расчету состава смеси, в результате чего один из цилиндров может не работать должным образом. Сбои в программном обеспечении ЭБУ или повреждение проводки — ещё один потенциальный источник проблемы. В этом случае троение может сопровождаться появлением кода ошибки, который можно считать с помощью OBD2-сканера.

Как устранить троение двигателя?

Прежде чем приступить к ремонту, необходимо провести тщательную диагностику. Лучше всего это делать с использованием компьютерного сканера, позволяющего считать ошибки ЭБУ. Далее проверяется искра на каждом цилиндре, состояние свечей и катушек. Свечи, отработавшие более 20–30 тыс. км, лучше заменить сразу. Также можно поменять местами катушки зажигания и посмотреть, «переедет» ли ошибка на другой цилиндр — это поможет определить неисправную катушку.

Если с системой зажигания всё в порядке, стоит обратить внимание на работу форсунок. Для этого можно воспользоваться специализированным стендом или применить очистку ультразвуком. Иногда достаточно добавить в бак качественный очиститель инжектора.

При подозрении на механические неисправности необходимо провести замер компрессии. Если один из цилиндров показывает существенно более низкое значение — это верный признак проблем с клапанами или поршневой группой. Здесь уже потребуется вмешательство специалистов и, возможно, капитальный ремонт.

Профилактика троения двигателя

Чтобы избежать повторного появления троения, важно соблюдать ряд рекомендаций. Прежде всего — использовать качественное топливо от проверенных заправок. Регулярно менять масло, фильтры и свечи, не дожидаясь окончания их ресурса. Важно следить за герметичностью впускного коллектора, состоянием вакуумных шлангов и чистотой дроссельного узла.

Также желательно проводить регулярную компьютерную диагностику двигателя, особенно если появляются даже незначительные признаки нестабильной работы. Это поможет заранее выявить возможные сбои и избежать дорогостоящего ремонта в будущем.

Заключение

Троение двигателя на LADA Vesta 1.6 — это проблема, которая может иметь как простое, так и весьма серьёзное происхождение. В большинстве случаев устранение неисправности возможно своими силами или с минимальным участием специалистов. Однако важно не игнорировать первые признаки — чем раньше будет проведена диагностика, тем ниже будет стоимость ремонта и тем дольше автомобиль будет служить без серьёзных поломок.